Почему фестивали массово отказываются от онлайн-формата?

01 Июнь 2020
Почему фестивали массово отказываются от онлайн-формата?

Covid-истерия в один момент поставила на паузу кинопроизводство и киноказы, включая фестивальные, но если еще мартовские и апрельские смотры охотно уходили в диджитал или вынужденно отменялись, то майские уже массово отказываются от онлайна и объявляют о переносе сроков на лето и осень 2020, когда обстановка обещает стабилизироваться, чтобы состояться офлайн на больших экранах и с живыми зрителями. Вместе с тем, абсолютную невозможность проведения в 2020 констатировали престижные фестивали в Локарно и Канне, ориентированные, в первую очередь, на мировые премьеры и задававшие тренды на годы вперед, полностью отвергнув идею об онлайн-стримах. Каковы причины столь стремительного разочарования в интернет-формате, рассказывает Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению CinePromo.



ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИНТЕРНЕТ-ПОКАЗОВ?

Кинофестивали – это не просто коллективные просмотры, ориентированные на зрителей, а специализированные мероприятия, посещаемые производителями, покупателями, дистрибьюторами и промоутерами контента, имеющие определенные индустриальные цели и задачи: прежде всего, это поиск каналов для дальнейшего продвижения и получение прибыли.

В этом контексте стоит обратиться к опыту того же Visions du Reel, ушедших в диджитах одними из первых, который оказался до абсурда странным: на показы продавалось ограниченное количество билетов, но в виртуальные кинозалы попадали случайные люди, порой неподготовленные, чье присутствие было или попусту бесполезным, или становилось источником негативного сарафанного радио. Смотр состоялся, но история умалчивает, ради чего всё это было. Сколько сделок не совершилось по итогам онлайн-стримов? Как упала стоимость такого контента для телеканалов? Сколько престижных смотров и платформ (в том числе Netflix и Amazon), не допускающих интернет-премьеру, теперь не включат эти фильмы в свои каталоги? Сколько вреда и упущенных возможностей принесла отобранным фильмам подобная реклама?

Так, о пагубности происходящего “слива в интернет” публично заявила Виктория Белопольская, программный директор АртДокФеста: “Мне кажется вредным и безответственным решение ряда фестивалей пройти онлайн. Фестивали оказались озабочены собственной судьбой, а не судьбой отобранных картин, – чем полностью вошли в противоречие с самими целями фестивального движения. […] Это разрушит перспективы картины – как минимум лишит ее премьерного статуса (причем как национального, так и международного) для дальнейшего успешного продвижения”.

Конечно, для многих фильмов (или их фестивальных агентов, которым нужно хоть как-то демонстрировать свою эффективность), зависших в неопределенности covid-обстоятельств, тот же Visions du Reel стал неким вариантом, но, на мой взгляд, вариантом так себе, разрушившим и без того хлипкие перспективы дистрибьюции. К сожалению, для большинства картин, оказавшихся в программе и показанных онлайн (а это авторское документальное кино), счастливая официальная селекция на пусть даже престижный и статусный смотр в Ньоне так и останется строкой в фестивальной копилке, не только напрасной, но и отчасти пагубной “суперспособностью”.

ОТКАЗ ОТ ДЕНЕЖНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ

Не секрет, что многие авторы независимого кино всерьез рассчитывают на финансовую поддержку по итогам фестивального продвижения: fee за показы и денежные призы, помогающие окупить или хоть как-то оптимизировать затраты на производство.

Весенние онлайн-фестивали, попавшие под волну мирового экономического кризиса одними из первых, прошли в режиме жесточайшей экономии, а авторы подавляющего большинства картин, вошедших в программы, не получили ни цента. Вот еще одна причина, почему многие смотры приняли решение переждать и пройти позже в полноценном офлайн-формате (насколько это окажется возможным).

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА В КИНОЗАЛЕ

Только ленивый не высказался об “ удивительной энергии обмена между экраном и зрительным залом” и “великой магии коллективного просмотра, когда разные люди, зачастую незнакомые, оказываются объединены общей эмоцией – смеются плачут, переживают, скучают, недоумевают” (цитаты Федора Бондарчука Александра Роднянского), и нельзя с этим не согласиться.

Повторяться не буду: это очевидная аксиома. От себя лишь добавлю, что, несмотря на свершившуюся революцию маленьких экранов, многие фильмы, в том числе так называемый “аттракционный” контент, всё-таки необходимо смотреть в кинозале, не говоря уже о том, что качество интернета по всему миру разное, и есть вероятность, что где-нибудь Италии, онлайн-показ вашего фильма пройдет с периодическими зависаниями и пикселями – не самая лучшая перспектива, согласитесь?


НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ

Живой контакт – чуть ли не главная составляющая функционирования и развития всей мировой киноиндустрии. Сделки по купле-продаже контента (особенно на большие суммы), принятие решений по работе с теми или иными режиссером, продюсером, сценаристом или актером, договоренности о международной копродукции – в каждом их этих случаев просто необходимо посмотреть друг другу в глаза, прощупать, почувствовать исходящие от человека вибрации, и да, всё это снова крайне затруднительно или даже невозможно в онлайн-режиме.


Автор: Елена Коржаева, компания по фестивальному продвижению фильмов “CinePromo” http://www.cinepromo.ru/

Комментировать

Если вы хотите помочь сайту, то можете купить у нас рекламу или задонатить любую сумму:



Читайте также:

Тинторетто, Марсель Дюшан, Теодор Курентзис — герои 4-го фестиваля фильмов об искусстве The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL

Константин Хабенский и Андрей Бурковский приглашают зрителей в кино

Генеральный директор Группы компаний ГПМ КИТ Рафаел Минасбекян − обладатель гран-при премии «Медиа-Менеджер России – 2020»

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: