Обладатель Оскара, продюсер Стивен Мао: мы в поиске сильных историй

17 Июнь 2019
Обладатель Оскара, продюсер Стивен Мао: мы в поиске сильных историй

На 41 Московском Международном кинофестивале в рамках внеконкурсной программы «Образы реальности» была показана картина «Кожа» (Skin), завоевавшая Оскар в категории «лучший игровой короткометражный фильм». Продюсер ленты — Стивен Мао, работавший над такими яркими независимыми проектами, как «Грязь» (Filth) и «Воспитательница» (The Kindergarten Teacher), лично представил фильм в Москве. О продюсерской стратегии, проблемах современной киноиндустрии, дороге к Оскару и работе со звездами — в интервью CINEMOTION.


CINEMOTION Насколько мне известно, вы начинали карьеру как фотожурналист. Когда вы заинтересовались кино?

Стивен Мао Когда я учился в школе, родители всегда меня поддерживали в творческих начинаниях. Я снимал видео на Super 8, экспериментировал с камерой Rolleiflex. Таким был мой первый опыт в съемках, и с юношеских лет творчество стало неотъемлемой частью моей жизни.

Вы основали собственную продюсерскую компанию. Расскажите, пожалуйста, о ее создании.

Я основал «Студию Мао» («Studio Mao») в 2006 году, и на тот момент для меня это было просто хобби. Я работал в Нью-Йорке в корпоративной среде, и у меня был один маленький фильм, над которым мы работали с друзьями. В самом начале пути это не было настоящим бизнесом, но с годами компания выросла и превратилась в то, что она представляет собой сегодня.

Девиз «Студии Мао» «Сделай все возможное для продвижения творчества» («Leave No Creative Stone Unturned»). Каким образом вы выбираете проекты? Что прежде всего влияет на ваше решение о том, берете ли вы проект в разработку или нет?

Если вы имеете в виду критерии, по которым мы оцениваем сценарии, то мы ищем классную историю. Это самый важный аспект любого фильма — сильная история и отличный сценарий. Я не верю, что без этого можно сделать удачный фильм. История должна быть в определенной степени оригинальна и подана в правильном формате, чтобы на ее основании снять успешную картину. В независимости от того, над короткометражным или полнометражным фильмом ведется работа, существует формат, которому необходимо следовать. Неважно, кто читает сценарий — режиссер, оператор, второй режиссер — они понимают, что будет происходить на экране, потому что сценарий написан в принятом в индустрии формате.

В чем состоит специфика работы продюсера, исполнительного продюсера, ассоциированного продюсера согласно американским стандартам?

Продюсер (producer) фильма — профессионал топ-уровня, отвечающий за всё производство в целом. Продюсеры организуют всё, контролируют все аспекты производства. Исполнительный продюсер (executive producer) в большей степени отвечает за финансовую сторону, но впоследствии может активно участвовать в каждодневной работе над проектом. Ассоциированный продюсер (associate producer) — это по сути новичок в бизнесе, который продолжает учиться. Это три основные категории, и я бы упомянул также сопродюсера (co-producer), который в большой степени вовлечен в производство.

Спасибо, теперь ясно. Поговорим о взаимодействии с режиссерами. Вы влияете на принятие творческих решений?

Я стараюсь не увлекаться художественным руководством на съемочной площадке. Некоторые продюсеры более активны в этом плане, но, на самом деле, ты должен верить в свою команду и позволять им принимать решения. Так что это ситуация, когда ты наблюдаешь, но стараешься не вмешиваться, если это не является абсолютно необходимым. 

Вы работали со многими знаменитыми актерами: Лив Тайлер, Джеймсом МакЭвоем, Мэгги Джилленхол и другими. Поделитесь впечатлениями.

Да, это интересный вопрос. Зачастую люди полагают, что если ты работаешь с кем-то, то вы становитесь друзьями, но это не всегда обязательно так. Я бы сказал, что из 10 актеров, с которыми мы работали, у нас сложились тесные личные отношения, возможно только с одним или двумя. Актеры — профессионалы, и каждый из них — личность. Некоторые открыты для общения на съемках и после разговоров на отвлеченные темы могут очень легко вернуться к своему герою. Другие — актеры Метода: они все время внутри своего персонажа, и в этом случае я вообще не разговариваю с ними на протяжении всего производства.

Расскажите, пожалуйста, о продюсировании фильма «Грязь». Я большая поклонница таланта Джеймса МакЭвоя.

В основе фильма, как известно, — роман Ирвина Уэлша. Мы много лет безуспешно пытались запустить этот сценарий в производство, и наконец Кен Маршалл и команда Maven Pictures объединились с Ирвином. Что касается прослушивания Джеймса МакЭвоя на эту роль, я не думаю, что хоть кто-нибудь считал его идеальной кандидатурой, но, как только он прошел пробы, все сомнения рассеялись: настолько он был убедителен. Кстати, это иностранный фильм для нас: наша компания представляет Штаты, а картина снималась в Европе. «Грязь» стала одним из самых популярных релизов в России в 2013 году. Джеймс выиграл три награды за роль в этой картине в Великобритании: Scottish BAFTA, British Independent Film Awards и Empire Awards.   

К слову, МакЭвой выступил продюсером картины. Вообще, многие актеры начинают продюсировать свои фильмы. Главная актриса другого вашего проекта — «Воспитательницы» — Мэгги Джилленхол также стала продюсером фильма. Согласно вашему опыту, это в основном финансовая поддержка или актеры стремятся получить право голоса в процессе принятия решений?

Что касается «Воспитательницы», Мэгги Джилленхол была одним из продюсеров вместе с командой Maven Pictures — Труди Стайлер и Селин Рэттрей. Мы много работаем с женщинами в кино, поддерживаем женщин в индустрии. Это одна из наших целей — предоставить возможности женщинам-режиссерам, продюсерам, сценаристам, так что это было взвешенное решение со стороны Мэгги — стать продюсером фильма. Этот шаг показался ей разумным —  получить титул продюсера и работать в этом направлении. Она также совмещала роли актрисы и продюсера, снимаясь в «Двойке» (The Deuce) HBO. Мы рассчитываем на талантливых женщин в индустрии. В мире кино существует огромное расхождение между мужчинами и женщинами. Мы должны преодолеть этот разрыв. Стоит отметить, что наша политика не обусловлена повышенным вниманием к данной проблеме в настоящее время: мы занимаемся этим восемь лет, поэтому для нас это не новое направление, но оно новое для индустрии.

Да, этот вопрос сейчас актуален как никогда. Какие еще проблемы, на ваш взгляд, существуют в современной киноиндустрии?

Я думаю, равенство на всех уровнях: в независимости от того, идет речь о традиционном кино или ЛГБТ лентах. Часто фильмы снимаются по коммерческим причинам, поэтому у нас нет возможности открывать и исследовать смелые художественные идеи. Это вопрос поиска продюсеров, которые готовы пойти на риск, связанный с альтернативной историей.

Как вы оцениваете риски? Что влияет на ваши решения?

Сценариев много, и каждый сценарий — результат страстного увлечения человека, который его создал. Однако будучи продюсерами, мы должны минимизировать риск инвестиций. Мы не можем подвергать средства наших инвесторов излишнему риску, так что мы ориентируемся на признанных режиссеров. Обычно «Студия Мао» не работает с режиссерами-дебютантами. Мы пытаемся разработать стратегию отступления до того, как начнем снимать фильм, поэтому планируем показы на фестивалях, проводим предпродажные мероприятия, прежде чем приступим к завершению картины.

Российский продюсер авторского кино Наталья Дрозд говорила мне в интервью, что продюсеру очень важно иметь стратегию фестивального продвижения фильма с самого начала работы над проектом. Каким образом вы работаете над фестивальной стратегией? Каковы ваши главные цели?

Дело в том, что мы в основном продюсируем фильмы и продаем их студиям. Как только мы продаем фильм, мы переходим к работе над новым проектом. Дистрибуция зависит от компании, которая покупает права. Что касается фестивальной стратегии, мы устраиваем премьеры на фестивалях для покупателей и дистрибьюторов. Как правило, мы не занимаемся активным фестивальным продвижением картины. Это не совсем наша бизнес-модель. Мы делаем фильм, продаем его, достигаем целей наших инвесторов и затем переходим к следующему проекту.

Что из себя представляет рынок независимого кино США сейчас?

Это большой рынок. Я думаю, что индустрия сильно изменилась. Мы находимся в ситуации, когда новая бизнес-модель между кинотеатральным и цифровым прокатом еще не определена, и она должна быть в конечном счете сбалансирована между онлайн-распространением и кинотеатральным.

Поговорим об Оскаре. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от церемонии и расскажите о вашем пути к награде.

Это был потрясающий опыт, и я горжусь тем, что работаю с Гаем Наттивом, режиссером фильма «Кожа». Для меня большая честь иметь возможность поддержать этот фильм ... фильмы, потому что мы на самом деле сделали и полнометражный фильм «Кожа». Гай Наттив по сути новичок в кино, он снял короткометражный фильм в качестве доказательства перспективности концепции, и мы действительно не ожидали, что картина будет номинирована на Оскар. Если бы вы спросили меня об этом год назад, я бы сказал, что это невозможно. Мы знали, что сделали отличный фильм, но, очевидно, путь от хорошего кино к номинации на Оскар — не то, что вы можете спланировать. Когда фильм вошел в шорт-лист, мы подумали: похоже, это на самом деле становится реальным. Я думаю, что каждый из команды вложил очень много сил в этот период в пять-шесть недель от номинации до награды. Это очень короткий промежуток времени, в течение которого нужно буквально запустить кампанию. Объем энергии, потраченной на обдумывание всех деталей, просто невероятный. Вы знаете, мы действительно хотели получить награду, и у нас была отличная команда: Maven Pictures, Fox Searchlight, купившие фильм примерно за десять дней до закрытия голосования. И у нас были замечательные инвесторы, которые посвятили свое время проекту. Это не просто деньги, а время, которое каждый вкладывает в кампанию, так что это большое достижение и действительно фантастический, незабываемый опыт.

Да, невероятный успех, поздравляю! Очень сильный фильм.

Спасибо! Да, это, возможно, один из лучших когда-либо снятых короткометражный фильмов. Он очень мощный и драматичный. Манера, в которой он смонтирован, не оставляет шанса поразмышлять над действием по его ходу: фильм просто случается. Я думаю, что это по-настоящему круто для формата короткого метра. Многим зрителям очень нравится начало картины, благодаря которому персонажи кажутся настоящими. Во многих фильмах, будь это короткий или полный метр, отрицательный герой совсем несимпатичен. Аудитория должна найти что-то привлекательное в подобных персонажах. Если их души совершенно темны, фильм не работает.

Проблемы, затронутые в картине, универсальны и вневременны…

Да, посыл очень важен. Мы должны изменить культуру межличностных отношений, избавиться от предрассудков, чтобы быть уверенными в том, что у наших детей не будет неправильных примеров для подражания.

Расскажите, пожалуйста, о полнометражной картине «Кожа».

Полнометражный фильм основан на жизни Брайона Уиднера, который был лидером одной из радикальных группировок скинхедов, убежденным сторонником идеи превосходства белой расы. Он родился в среде, где господствовали подобные идеи, и стал тем, кем стал, ввиду воспитания. Картина повествует о его путешествии в сторону избавления от такого образа мыслей. В главных ролях Джейми Белл и Даниэль Макдональд. Премьера состоялась на кинофестивале в Торонто, в Северной Америке фильм выйдет в прокат в июле.

Что вы думаете о миссии кино в современном мире?

Я думаю, кино всегда будет развиваться в двух направлениях: студийные, жанровые фильмы с фантастическими спецэффектами и независимые картины, самобытные кинематографии. Кстати говоря, в России потрясающее кинематографическое наследие. К сожалению, в связи с политической ситуацией в вашей стране на данный момент, мир не так открыт российскому кино, как раньше. Надеюсь, что в будущем это изменится — в России отличная киноиндустрия. Сегодня был на съемках фильма «У нее другое имя» со Светланой Ходченковой в главной роли и могу отметить профессионализм съемочной группы и высокий уровень технологий.

Расскажите, пожалуйста, о ваших будущих проектах.

У нас много проектов в разработке. Мы читаем большое количество сценариев каждый месяц. Я не могу говорить о новых фильмах, но у нас всегда есть 10-20 проектов, которые близки к запуску. Многое зависит от расчета времени, финансовых потоков и текущего рынка.

Что кино значит для вас?

Мне просто нравится делать классные фильмы, быть частью замечательных проектов. Это командное усилие, вы не можете сделать его самостоятельно. Это работа с людьми, которые разделяют твою страсть и следуют за той же мечтой. Так что, когда у тебя есть отличная команда и отличный сценарий, ты можешь сделать отличный фильм. 

Какими личными качествами необходимо обладать, чтобы быть успешным продюсером?

Разумеется, очень хорошее знание индустрии и умение распознавать хорошие проекты. Это нелегко, потому что из сотни сценариев может не быть ни одного приемлемого. Дело в том, что необходимо найти ту самую историю, тот единственный проект, который поразит аудиторию, и здесь не обойтись без толики удачи, доли случайности, которая традиционно ассоциируется с кинопроизводством. Кроме того, важны сроки — время выхода фильма относительно социального климата на тот момент. Мы должны смотреть вперед: от того этапа, когда мы дали производству фильма зеленый свет, до его непосредственного выпуска — популярна ли еще эта тема, будет ли людям интересна эта история.

Как вам удается распознать перспективный проект? Опыт? Интуиция?

Мы просматриваем множество проектов, и, как я отмечал ранее, это командная работа. Не один человек решает, какой фильм будет запущен в производство следующим. Это команда профессионалов, работающих вместе, обсуждающих сильные и слабые стороны того или иного проекта, и на основании коллективных усилий принимаются решения.

Вам бы не хотелось попробовать себя в роли режиссера или сценариста?

Нет, это совершенно не мое. Актерам нравится становится режиссерами: для них это логичное развитие карьеры.

Пара вопросов непосредственно о кино. Ваш любимый киногерой?

Сложный вопрос. Пожалуй, вспомню «Из Африки». Мерил Стрип удивительна в этом фильме. И Роберт Редфорд тоже. Их актерское мастерство действительно оказало влияние на историю. Когда великие актеры способны выйти из зоны комфорта, это невероятно. Как, например, Леонардо ДиКаприо в «Выжившем». Великолепные герои и актерские работы в моем любимом фильме — «Крестном отце». Так много замечательных картин.

Можете вспомнить сцену из кинофильма, которая особенно вас впечатлила?

Нелегко выбрать. В одном из наших последних фильмов — «Воспитательнице» — много сильных сцен, и Мэгги Джилленхол блистательна в этой картине. Она была в образе на съемочной площадке, и когда шла работа над сценами с детьми, они действительно думали, что Мэгги была их воспитательницей в детском саду, они не смотрели на нее как на актрису. Это редкое мастерство. Продолжая разговор о наших фильмах, могу отметить, что много сильных и трогательных сцен, впечатливших меня, в картине «Человек, который спас мир» (документальный фильм о советском подполковнике Станиславе Петрове, спасшем мир от возможной ядерной войны — прим. ред.). К сожалению, не так много людей посмотрело этот фильм.

Кстати, вам интересно продюсирование документальных фильмов?

Работа над документальными фильмами — не то, чем мы обычно занимаемся. «Человек, который спас мир» — документальная картина, но это прежде всего важная история. Мы все были счастливы заниматься этим проектом: Якоб Старберг, продюсировавший картину, режиссер Питер Энтони и сам Станислав. Было здорово отдать дань уважения Станиславу и запечатлеть эту историю навсегда. Так что, хотя мы обычно не работаем над документальными лентами, этой историей мы особенно прониклись. Если это сильный месседж, значимая идея, мы пробуем осуществить задуманное.

Отвлечемся от кино. Опишите Москву тремя словами.

Красивая, космополитическая, историческая.

Что вы думаете о Московском кинофестивале, атмосфере здесь?

Московский Международный кинофестиваль входит в число фестивалей класса А: он сопоставим с ведущими мировыми смотрами. Фестиваль может похвастаться глубоким каталогом фильмов авторства замечательных режиссеров. Мы очень рады, что имели возможность представить картину здесь, это здорово. Жаль, что не смогла приехать вся съемочная группа.

Среди наших читателей немало начинающих кинематографистов. Что бы вы могли им посоветовать?

Верьте в себя, следуйте за своими мечтами и не слушайте, что вам говорят другие.

 

Комментировать

Если вы хотите помочь сайту, то можете купить у нас рекламу или задонатить любую сумму:






Читайте также:

В России снимают первый сериал о Даркнете

Питер Линдберг, Паола Регу, Шон Скалли, Христо и другие – главные герои The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL

Eat Film Festival 2019

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: