«Надо мною солнце не садится»: обыкновенное чудо якутского кино

04 Май 2019
 «Надо мною солнце не садится»: обыкновенное чудо якутского кино

В рамках основного конкурса 41 Московского международного кинофестиваля было представлено 13 картин из самых разных уголков Европы и Азии. Приз зрительских симпатий и награду жюри NETPAC получила якутская лента авторства Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится». О самом душевном и лучезарном фильме смотра — в материале CINEMOTION.


Живописная республика Саха отнюдь не новая точка на карте фестивального кинематографа примерно с 10-х годов якутские картины мелькают в программах международных смотров: «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Неразгаданная любовь» Михаила Лукачевского, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, «Мой убийца» Костаса Марсана и другие. Именно якутский фильм покорил жюри прошлогоднего ММКФ главный приз получила самобытная, наполненная символами картина Эдуарда Новикова «Царь-птица». В этом году представители республики Саха остались без «Золотого Святого Георгия» жюри 41 Московского фестиваля под предводительством Ким Ки Дука отдало предпочтение злободневной казахской ленте «Тренинг личностного роста». Впрочем, для главного приза картина Любови Борисовой, пожалуй, слишком воздушная и зрительская, что не помешало ей получить награду жюри NETPAC (Network for the Promotion of Asia Pacific Cinema), вручаемую лучшему азиатскому фильму смотра. Кроме того, в активе ленты приз зрительских симпатий: трогательная искренность и искренняя трогательность картины, ее прелестная простота и нежная интонация очаровали любителей кино. «Мы снимали этот фильм именно для зрителя и очень рады, что наша любовь к нему оказалась взаимной», отметила режиссер и автор сценария Любовь Борисова.

«Надо мною солнце не садится» — само название фильма словно поэзия просторов: оно уносит в ласковые дали, шепчет о надежде, свете и доброте. Съемки картины проходили в самой северной точке Якутии – в Булунском улусе, в селе Найба, расположенном на побережье Хара-Улахской бухты в море Лаптевых. Северные пейзажи ослепительной красоты кажутся очень живыми, буквально осязаемыми — дивные кадры-картины то и дело вкрапляются в изобразительный ряд, оставляя нас наедине с уникальной природой края.  Примечательно, что во время съемок стояла феноменально жаркая для региона погода — фильм во всех смыслах получился необыкновенно теплым и солнечным.

В центре истории типичный подросток Алтан (Иван Константинов), вечно зависающий в айфоне и снимающий вайны на пару с другом. Парнишка буквально живет в виртуальном мире, игнорируя домочадцев в лице отца, мачехи и младшей сестры. Все идет своим чередом, пока реальный мир не напоминает о себе: упитанный, но невоспитанный дядя Миша предлагает отправить юнца на Крайний Север понюхать пороху, то есть поработать на его песцовой ферме — «Нечего дармоеда растить!». Поссорившись с папой, Алтан покидает родные пенаты под умилительно-злорадное дядино «песец тебе»: теперь пилить видео и постить фотки придется с края земли — благо, что интернет провели. Там, где море сливается с небом, Алтан знакомится с добродушным и мудрым стариком Байбалом (звезда «Царь-птицы» Степан Петров). Его единственное желание — быть похороненным рядом с давно почившей женой, о чем он и просит новоиспеченного соседа: старик чувствует, что со дня на день отправится к праотцам. Впрочем, есть у Байбала и заветная мечта — найти пропавшую без вести дочь Надю. Тут на помощь приходит презираемая старшим поколением современная интернет-культура, что весьма симптоматично. Чтобы отыскать Надежду в безбрежном мире, Алтан создает видеоблог об их с Байбалом авантюрах: здесь тебе и ботл флип челлендж, и песни под укулеле, и готовка оладий в условиях Крайнего Севера. Каждое маленькое приключение приближает Байбала к большой мечте, дарит героям неподдельное счастье, и кажется, что солнце жизни старика никогда не опустится за горизонт...

«Надо мною солнце не садится» — очень простая история, с открытым сердцем говорящая о самом сложном и важном: современных идеалах и вечных ценностях, столкновении отцов и детей, поиске себя и обретении счастья, смысле жизни и неизбежности смерти. Отсутствие изощренных метафор и зашифрованных смыслов сообщает картине легкость и искренность —  в конце концов «все истины есть в букваре и детской книжке раскраске». Это фильм о том, что нужно ценить каждое мгновение жизни, уметь прощать, слушать свое сердце и не бояться говорить близким важные слова; что человек жив, пока о нем помнят, а все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, — крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь. Эти прописные истины находят трогательное воплощение в картине Любови Борисовой, и мудрые мысли в устах Байбала звучат как-то особенно проникновенно и легко. Вообще, в фильме очень милые диалоги: простые, и забавные, и щемящие — картина получилась упоительно смешной и беззащитно грустной. Встреча старика и юноши, как водится в подобных историях, изменит жизни обоих: Байбал познает премудрости видеоблогинга, исполнит детские мечты и обретет внука, Алтан — поднатореет в охоте и рыбалке, научится радоваться простым вещам и найдет в себе силы помириться с отцом и поговорить с ним о покойных маме и бабушке, а точнее спеть о них песню — такую пронзительную, что соленые брызги моря Лаптевых ощутят на своих щеках даже самые черствые зрители. Между прочим, именно благодаря этой мелодии, по словам Любови Борисовой, родился фильм: прослушав песню композитора Моисея Кобякова, режиссер отметила ее драматургию, и фрагменты пазла в виде литературной основы — повести Николая Лугинова «Каменный мыс» — и придуманной современной истории начали складываться воедино.

Главная звезда картины — колоритный исполнитель роли Байбала Степан Петров — артист народного театра и любимец ММКФ: своим обаянием и непосредственностью он околдовал зрителей и критиков еще на прошлогоднем фестивале, представляя «Царь-птицу». Лицо актера словно воплощает мудрость и таинственность якутских легенд, он будто персонаж загадочной и древней сказки. Любовь Борисова писала сценарий картины именно под Степана Петрова, его личную харизму и природный шарм: «какой он в жизни, такой и в фильме». Индивидуальность юного Ивана Константинова, воплотившего образ Алтана, также была привнесена  в сценарий: «Он умеет играть на укулеле, может петь, поэтому все это пришло в фильм, и мне стало легче прописывать характеры», — отмечает Борисова, приоткрывая секрет органики актерского дуэта. Возникшая между артистами химия, безусловно, альфа и омега истории, однако обошлось без импровизаций: каждый эпизод — результат продуманного сценария и грамотной режиссуры. Как справедливо заметил на пресс-конференции Кирилл Разлогов в ответ на замечание журналиста о том, что режиссеру «было мало места в картине», «это — великое искусство режиссуры, если она не видна».

Такое незаурядное мастерство продемонстрировала Любовь Борисова, режиссер-дебютант, в чьей фильмографии история об Алтане и Байбале — двадцать третий по счету фильм. Противоречий в этой арифметике, как ни странно, нет: дело в том, что до того, как занять кресло постановщика, Борисова перепробовала множество кинопрофессий: от хлопушки до монтажера и второго режиссера; а по образованию автор картины экономист, и шесть лет проработала в банке, прежде чем попасть в мир кино. Режиссура ее дебютной ленты тонка и ненавязчива, в ней чувствуется непосредственность и свежесть взгляда, что, впрочем, не помешало критикам найти отсылки к творчеству Кустурицы и Попогребского: «Это, наверное, невольно», — отшутилась на пресс-конференции автор.

Снять простой фильм, попадающий точно в сердце, очень сложно, но Любови Борисовой это, определенно, удалось. Картина получилась милой, лучистой и трогательной, словно детское воспоминание или взгляд любимых глаз. Выходя из кинотеатра, ты чувствуешь жгучую жажду жизни и необъятную любовь ко всему миру, которую может пробудить только искреннее и доброе кино. Пока в тебе живет это хрупкое и в то же время неуязвимое ощущение чуда, — ничего не страшно.

Комментировать

Если вы хотите помочь сайту, то можете купить у нас рекламу или задонатить любую сумму:






ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: