Первый «Человек на Луне» или через тернии к звездам

27 Октябрь 2018
Первый «Человек на Луне» или через тернии к звездам

Нынешняя теплая московская осень более располагает к прогулкам по желтым солнечным аллеям, нежели к просмотру кино. Однако, для поклонников творчества режиссера Дэмьена Шазелла появилась возможность увидеть его очередную работу, весьма далекую от оскароносного мюзикла «Ла ‒ Ла Ленд» ‒ биографический драматический фильм о первом покорителе Луны Ниле Армстронге.


Не так давно пользовалась популярностью отечественная кинолента «Время первых» (2017) Дмитрия Киселева об Алексее Леонове, первом человеке, вышедшем в открытый космос. Его сыграл актер Евгений Миронов. Уже по аналогичным постерам можно определить, что фильмы чем-то похожи: космонавт в скафандре смотрит в темную даль Вселенной. Сюжеты затрагивают биографии персонажей, становление их характеров до полета в космос, преодоление нештатных ситуаций, бесконечные тренировки и перегрузки. Только, «Время первых» выполнен максимально кинематографично и эпично, по классическим рецептам, воспевающим легендарных советских космонавтов. А вот «Человек на Луне» снят с акцентом на драматические моменты, которые пришлось преодолеть американскому астронавту, прежде чем он коснулся поверхности Луны. Кроме того, для большей убедительности Дэмьен Шазелл на протяжении почти всего фильма использовал технический эффект «дрожащей камеры», в духе кинематографистов-экспериментаторов начала 1960-х годов.

Райан Гослинг, сыгравший Нила Армстронга, проявил недюжинный талант, передавая глубокие чувства и эмоции будущего национального героя, большая часть действий происходит на Земле, и лишь одна треть эпизодов отводятся полету и лунному пространству. В центре сюжета: непростые отношения с женой и детьми, взаимодействие с коллегами по космической программе, неутихающая боль от потерь близких и друзей, упрямое преодоление всех трудностей и препятствий, возникших при подготовке к миссии «Аполлон-11» и в полете на спутник родной планеты.

Пожалуй, по уровню режиссерской работы картину можно сравнить с детищем Альфонсо Куарона «Гравитация» (2013). Основной из задач в «Гравитации» являлось отображение космоса и невесомости, большая часть съемок главной героини в исполнении Сандры Буллок проводилась внутри так называемого «светового куба», окруженного LED панелями с космическими видами. Из-за требовавшейся точности камера управлялась двухтонным многоколенным роботом-манипулятором, обладавшим огромной свободой и скоростью движения и позволявшим добиваться любых ракурсов. Весь фильм построен на длинных кадрах, общих и средних планах.

Однако, Дэмьен Шазелл принял совсем другой подход к работе ‒ съемка нестабильной камерой (вовсе не летающей в невесомости, а просто находящейся в непроизвольно трясущихся руках), перевыполнение норм в демонстрации крупных планов, ориентация на «неприятные» звуковые эффекты, что привело к неоднозначному результату. Получился фильм, насыщенный, в основном, стрессовыми эмоциями и переживаниями, порой на грани нервного срыва, с очень неудобной дрожащей картинкой, постоянно меняющей баланс, ракурс и угол зрения, что мешает зрителям воспринимать происходящее на экране, особенно тем, кто имеет чувствительный вестибулярный аппарат (таких не берут в космонавты). Ближе к финалу даже у стойкого зрителя начинают уставать глаза, они самопроизвольно моргают и закрываются.

Дальше ‒ еще круче. Можно получить реальное физическое представление о перегрузках, которые испытывают покорители космоса в центрифуге, а затем на борту взлетающей за пределы атмосферы ракеты. Причем, в набирающей обороты центрифуге не только все дрожит и сливается, но идет нарастающий звуковой ряд, треск и вспышки. Это довольно продолжительная порция от перегрузок бесстрашных первооткрывателей внеземного пространства.

Но все-таки, фильм «Человек на Луне» не о космосе, а о подвиге человека, который прошел сквозь испытания, смог все осилить и не сломаться, чтобы оказаться за сотни тысяч километров от Земли и увидеть ее со спутника, с Луны. Только достигнув своей цели, этот человек с большой буквы оставил в темном лунном кратере браслет давно погибшей дочери, ради которой он совершил невозможное и через тернии полетел к звездам.

Но, если упомянутые фильмы «Время первых» Дмитрия Киселева и «Гравитация» Альфонсо Куарона весьма эффектны визуально, то произведение Дэмьена Шазелла, снятое по принципу «правдивого кино», смотреть с удовольствием практически невозможно, поскольку более двух часов чувствуешь себя испытуемым, сначала в психологическом плане, а потом ‒ в чисто физическом, либо неоднократно «сидишь» в  центрифуге и выдерживаешь перегрузки в звуковых и видео анти-эффектах, либо ‒ в космическом модуле, который долгое, долгое время идет на посадку, хотя реально он мог бы долететь до поверхности намного быстрее.

В итоге, биографическая драма «Человек на Луне» (в оригинале фильм называется «Первый человек»), созданная по режиссерской задумке с возможностью погружения в реальную обстановку, по сути в жизнь Нила Армстронга, превратилась в жесткий аттракцион с испытанием зрителя на прочность, вместо того, чтобы увековечить, как обычно, подвиг астронавта в кинематографическом эпосе.

Ни один фильм о космосе, даже самый непритязательный, пока не раскрывал «теневую» сторону профессии астронавта, что одновременно сделало картину и особенной, и совершенно несмотрибельной, неподходящей к формату IMAX. Отсюда, увеличивается вероятность неуспеха данного проекта в прокате.

Понятно, что Дэмьен Шазелл стремился к новому взгляду на события, совсем с другой точки зрения. Возможно, применил анти-эффекты «дрожащей камеры», громких звуков, крупных трясущихся планов, чтобы сказать свое слово в режиссуре, показать жизнь национального героя далекой от легенды, со своими страданиями, проблемами и переживаниями, свойственными обычному человеку, эмоционально накрутив по сюжету побольше всего некинематографичного.

Все-таки, фильм «Человек на Луне» многое дает понять именно о личности главного персонажа и времени, в котором Нил Армстронг жил и совершал свой подвиг, и о том, каким образом он, вопреки всему, достиг заветной цели, отправившись на спутник Земли на несовершенной космической технике, и успешно вернулся обратно на родную планету.

Комментировать

Если вы хотите помочь сайту, то можете купить у нас рекламу или задонатить любую сумму:







Читайте также:

Объявлена программа молодежного кинорынка Cinemarket 2018

«ОСЕНЬ кинофест» - фестиваль, созданный для поддержки молодых независимых кинематографистов и художников, работающих с видео

Первый «Человек на Луне» или через тернии к звездам

ВАКАНСИИ ИНДУСТРИИ: